Православные праздники
Слово "праздник" является однокоренным к слову "праздный", то есть не занятый какими-то делами, заботами. Таким образом, праздновать что-либо означает отложить свои житейские обычные дела ради воспоминания какого-то события.
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия,
праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Пасха (Воскресение Христово) — установлен в честь воскресения Иисуса Христа (центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта).
Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия).
Год | Дата Пасхи |
Рассчет даты католической и православной Пасхи:
Введите год и нажмите кнопку "Рассчитать"
|
2014 | - 20 апреля |
2015 | - 12 апреля |
2016 | - 1 мая |
2017 | - 16 апреля |
2018 | - 8 апреля |
2019 | - 28 апреля |
2020 | - 19 апреля |
Двунадесятые праздники.
Двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число великих праздников:
- Рождество Богородицы (21 сентября),
- Воздвижение Креста Господня (27 сентября),
- Введение во храм Пресвятой Богородицы (04 декабря),
- Рождество Христово (07 января),
- Крещение Господне (Богоявление) (19 января),
- Сретение Господне (15 февраля),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (07 апреля),
- Преображение Господне (Спас) (19 августа),
- Успение Богородицы (28 августа),
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) (за неделю до Пасхи),
- Вознесение Господне (40-й день после Пасхи),
- День Святой Троицы (Пятидесятница) (50-й день после Пасхи).
Другие праздники
|