Храмы Москвы
Здоровье -> Православие
   

 


 

Храмы Москвы >>>



Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине

 



Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине



Церковь построена в 1859 на средства купца Г.М. Толоконникова в одном из древнейших подмосковных сёл, церковь в котором известна с 1585. Существующее здание сооружено в духе эклектики. К двухсветному четверику, завершённому широко расставленным пятиглавием, с востока примыкает полукруглая в плане апсида, с запада — небольшая двухпридельная трапезная (престолы архангелов Гавриила и Михаила) и двухъярусная шатровая колокольня. В декоре преобладают формы «русского стиля». Углы здания закреплены пучками укрупнённых тройных полуколонок, подчёркивающих несколько приземистые, тяжеловесные пропорции его объёмов. Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками, венчающий его карниз усложнён поясами поребрика и плоских арочных нишек, а барабаны глав с кокошниками в основании украшены аркатурой и ложными окнами.

Ограда церковного участка и небольшая, сильно перестроенная кирпичная часовня, сохранившаяся в его северной части на месте древнего деревянного храма, сооружены во второй половине XIX в. Основная святыня церкви — почитаемая икона Смоленской Богоматери с частицами мощей Святителя Василия Великого, Святителя Николая и великомученицы Варвары.

В советский период храм не закрывали. В 1928 году о храме писали многие газеты и журналы, но связано это было с печальным событием – смертью первой народной артистки РСФСР М.Н. Ермоловой (1853-1928). Она завещала похоронить себя в селе Владыкине, где при храме на кладбище были похоронены ее родители и сестры. Последнюю волю М.Н. Ермоловой выполнили, однако через несколько лет это кладбище было срыто, а прах М.Н. Ермоловой в 1934 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Адрес сайта: http://www.rpb-v.ru


Колокольня Богородице-Рождественской церкви
во Владыкине

Святыни храма
Рождества Богородицы во Владыкине

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ОДИГИТРИЯ" (СМОЛЕНСКАЯ)

Смоленская икона Пресвятой Богородицы "Одигитрия" (Путеводительница) явила много чудес в XIX и XX вв.
По сохранившимся свидетельствам, во время холеры 1848 г. вокруг села Владыкино крестным ходом обносили икону Божией Матери Смоленской, и болезнь отступила.
Перед этим образом в храме по воскресеньям в 17.00 совершается пение акафиста.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "СКОРОПОСЛУШНИЦА"

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница была привезена в благословение в село Владыкино в 1899 году.
Образ был написан на Святой горе Афон в монастыре Вмч. Пантелеимона.
На оборотной стороне иконы находится надпись: "В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. 15 апреля 1899 года".
В 1920-е гг. риза с иконы была изъята из храма, но медная табличка, свидетельствующая о чуде, поныне сохранилась на обороте иконы.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

Икона Пресвятой Богородицы Казанская - один из древних почитаемых образов храма.
В сентябре 2008 года, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы, завершилась реставрация святыни.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - "Всех скорбящих Радость".
Люди притекают у чудотворному образу Пресвятой Богородицы, веря в Нее как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
По вере людей в милосердие Богоматери к нам грешным утвердился обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: "О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление".
Поэтому и изображается Богоматерь на иконе во весь рост, в окружении разного рода бедствующих людей - нагих, обиженных, алчущих. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Образ святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития является самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.).
Этот образ происходит из древних храмов, стоявших на месте нынешнего.
Икона расположена на правом клиросе в местном ряду иконостаса.

ИКОНА ПРАВЕДНОЙ АННЫ КАШИНСКОЙ

Икона святой благоверной княгини Анны находится в северной части храма (ближе к левому клиросу) между северным входом в храм и иконой Божией Матери Смоленской ("Одигитрией").
Интересно житие святой Анны.
Святая благоверная великая княгиня Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны - один за другим умирают ее близкие: отец, первая дочь - Феодора, супруг (князь Михаил был зверски замучен в Орде в 1318 году).
В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
После мученической кончины сына и внука Анна принимает монашество.
Сначала Анна подвизалась в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перешла в специально выстроенный для нее монастырь.
Здесь она и преставилась в 1368 году, приняв схиму. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Однако лишь спустя почти три столетия на Московском Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи княгини Анны. Торжественное перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года.
Примечательно, что вскоре святая благоверная Анна Кашинская становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено.
И в наши дни люди просят помощи святой угодницы Божией, заказывают молебны, ставят свечи, молятся перед иконой святой Анны Кашинской.

ИКОНА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ АНЕМНЯСЕВСКОЙ

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) 22 апреля 1999 г.
В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо.
По благословению настоятеля храма - прот. Сергия Ткаченко была написана икона блаженной Матроны, символизирующая связь святой с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (образ блаженной Матроны написан на фоне храма.
Икона обычно находится на аналое у придела архангела Михаила (справа от входа).

В ризнице храма храняться старинные Евангелия XVIII века
и облачения:








История Владыкино

Та местность, в которой находится сегодняшний район Отрадное, впервые упоминается на скрижалях истории более шестисот лет назад.

Дабы лучше понять длину сей дистанции огромного размера, прибавьте к нынешней дате столько же, ну, скажем, те же 600 лет. Получите 2663 год. Кто скажет, каково будет тогда село Владыкино - исторический прародитель Отрадного?

Владыкино в пору своего возникновения считалось селом на самых дальних подступах к столице. Кремля было не видать ни с довольно высоких берегов речки Лихоборки и ее притока - небольшой речки Жабни, ни с колокольни издавна стоявшей здесь церкви, которая не раз меняла имя и облик.

Первыми хозяевами села были бояре Вельяминовы, первоначальники которого служили еще Ивану Даниловичу Калите. Позднее представители рода поднялись до должности тысяцкого - фактически второго человека в городе. Когда отсутствовал князь, делами в городе заправлял тысяцкий.

В конце концов Вельяминовы стали считать эту должность как бы собственностью своего рода, и когда в середине XIV века князь Дмитрий Иванович Донской ее попросту ликвидировал, сын последнего тысяцкого, Тимофей Вельяминов, перешел на службу к татарам. Московской агентуре удалось схватить его, и уроженец села Владыкина стал первым, над кем свершилась первая публичная казнь в Москве. Младший брат изменника смыл вину со своего славного рода - он героически сражался и погиб на Куликовом поле.

Кто-то из его потомков (кто - неизвестно) завещал село, носившее имя владельцев, Богоявленскому монастырю. Тому самому, что значится одним из древнейших в Москве, тому самому, что ближе всех других монастырей находится к Кремлю. В ту пору, когда село было монастырским владением (по точным данным на 1551 год), в селе имелась деревянная церковь Николы Чудотворца, несколько дворов, полторы сотни гектаров пашни... Для старинного села - немного, но о численности населения монастырская хроника умалчивает. Вряд ли оно было многочисленным: суровый XVI век с его войнами выкашивал московский люд с грустной регулярностью...

А после Смутного времени от села фактически и вовсе ничего не осталось: люди разбежались, церковь сгорела... Хозяевами села тогда значились Шуйские, но им тоже не везло: царь Василий, как и его брат (владелец села), неудачливый полководец, окончили дни свои в польском плену. В 1619 году владельцем села стал герой освободительной войны, легендарный князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Но когда из польского плена возвратился меньшой наследник Шуйских, Иван, ставший тогдашним министром внутренних дел (начальником Сыскного приказа) село вернули ему. В честь своего благополучного возвращения Шуйский приказал построить деревянную церковь в честь Рождества Богородицы - она простояла до 1934 года, когда сгорела "при неизвестных обстоятельствах".

После смерти бездетного Шуйского село ненадолго вернулось к Богоявленскому монастырю, у которого вскоре его выменял охочий до живописных местностей патриарх Никон. За одно монастырское село он отдал несколько своих, - стало быть, было на что смотреть и чем наслаждаться в тогдашнем Вельяминове, которое с легкой руки именно Никона получило свое нынешнее название. Никон повелел построить в селе храм во имя Иверской иконы Божьей Матери, тогда же село стало называться Владыкиным. Но кто знает, откуда это имя? То ли от Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, то ли от титула патриарха - "владыко"?

Несмотря на опалу патриарха-реформатора, Владыкино продолжало числиться в непосредственном ведении патриарха, и, очевидно, село в это время совсем не бедствовало. В частности, известно, что в патриарших хоромах однажды побывал на пиру юный Петр I. Но, как сказал поэт, "царь Петр не любил попов, Построив Питер, он патриарха сократил". И от богатого села осталось едва полтора десятка крестьянских домов. Каковые и были пожалованы в 1722 году тяжелой рукою царя знаменитому проповеднику, архиепископу Псковскому и Нарвскому Феофану Прокоповичу. Тому самому Феофану, произнесшему знаменитую речь над гробом Петра ("Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!...") и которую до 1917 года выпускники даже немудреных сельских школ (была такая и во Владыкине) обязаны были знать назубок.

Феофан во Владыкино наезжал не единожды, но в 1736 году он умер, и село - на этот раз почти на двести лет - перешло в царскую казну. В середине XIX века, когда была построена - на средства купца Гаврилы Толоконникова, хозяина близлежащего воскоотбельного завода - ныне существующая каменная церковь Рождества Богородицы, Владыкино с его четырьмя десятками дворов, проточным прудом, мельницей слыло богатым селом. А проходившая поблизости Дмитровская дорога открывала поистине безграничные возможности обогащения для предприимчивых селян.

А когда в 1902 году была построена Савеловская железная дорога (с насыпи близ станции Рождественский храм прекрасно виден и в наши дни), появилась станция на Окружной, дачников стало очень много: эта железнодорожная станция была чрезвычайно популярна у москвичей. Керосиновые фонари ярко освещали платформу. К кирпичному станционному дому вела стеклянная галерея. Синие стрелки на железнодорожных часах показывали петербургское, а красные - московское время. На станции был телефон... Владыкино окончательно сделалось чрезвычайно модным подмосковным дачным местом, где обожала прятаться от летнего зноя богатая московская публика.

Среди первых дачниц была и великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, облюбовавшая Владыкино еще в конце 1860-х годов. Возле церкви похоронили родителей великой актрисы и ее сестер. Ермолова и сама завещала похоронить себя возле владыкинского храма, но через шесть лет после похорон кладбище при храме было уничтожено, а Ермолову перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Но уничтожение некрополя было как видно, платой за сохранение самого храма - он даже в советские времена никогда не закрывался. Более того он сохранил сокровища, перенесенные в него из окрестных разрушенных храмов. Но это отдельная история, а ныне всякий прихожанин владыкинской церкви прекрасно знает главные ее святыни - икону Божьей Матери "Скоропослушница", когда-то принесенную со святой горы Афон, и образ святителя Николая Мирликийского (более известного на Руси как Николай Чудотворец), сохранившийся еще от самой первой сельской церкви.

В первые годы советской власти Владыкино числилось многолюдным (население - около тысячи человек) подгородним селом, колхоз которого специализировался на поставке ягод и овощей в столицу. Леса вокруг были вырублены, и все менее вспоминался утопавший в зелени дачный поселок. Помнили о нем лишь поредевшие лиственные рощи да существовавшие при каждом доме палисадники с роскошными цветами, которые, по преданию, пленили когда-то даже сурового патриарха Никона.

Лихоборка стала постепенно мелеть, купаться в ней стало невозможно, и в итоге почти целиком она была забрана в трубу. Последние следы дачного поселка стерлись в конце 1950-х годов, во времена типовой спальной застройки, и теперь разве что умудренный годами старожил укажет точно, что "дачный" центр Владыкина располагался на месте, где сейчас одноименная станция метро... И никому в голову не приходит говорить сейчас о Владыкине, как о дальней окраине Москвы. А самые записные остряки уже предвидят времена, когда москвичи станут говорить: "Владыкино? Да это ж почти центр города!" Именно так случилось с "дальними" когда-то окраинами старой Москвы - Филями, Кунцевым, Всехсвятским, Тропаревым и другими древними селами.

Официальный сервер Управы района Отрадное: http://www.svao.mos.ru/ot/

 

 

Храмы Москвы >>>

наверх

 

   
 
 
 
Советы красоты