Иконы
Здоровье -> Православие
   


Троица (икона Рублёва)


1411 - 1425

 

 


Оклад Бориса Годунова
с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века.
(Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)

 

 

 

День Святой Троицы,
Пятидесятница
«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений.
«Троица» - является одной из самых прославленных русских икон.

Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.
На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).
Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».

Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие:
«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия;
впрочем не как Я хочу, но как Ты»

Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.

Гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской).

Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви —
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино»

Оклады

В 1575 году, как свидетельствуют записи Троице-Сергиевой лавры, икона была «обложена золотом» Иваном Грозным.

В 1600 году она была заново украшена драгоценным окладом царем Борисом Годуновым. Прежний же золотой оклад Ивана Грозного был переложен с неё на специально написанную для этого копию. Новый оклад повторил композицию оклада Ивана Грозного.

В 1626 году царь Михаил Федорович дал на икону золотые цаты с эмалями и драгоценными камнями.
В XVIII веке на икону надели серебряные золоченые чеканные ризы (одеяния ангелов).

 

"Троица" (1425–1427) - храмовая икона
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря,
выполненная по заказу Никона Радонежского,
находится в Третьяковской галереи
(Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 60).

 

Памятная монета Банка России серии: Андрей Рублев.




Реверс: в центре – изображение иконы "Троица",
по обе стороны от неё – вертикальные надписи: "АНДРЕЙ" и "РУБЛЕВ",
элементы растительного орнамента, изображения двух городов,
слева – отряд воинов, справа – строители дома,
ниже – очертания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и крестьяне на полевых работах.

 




наверх

 

   
 
 
 
Советы красоты