Айвазовский
Искусство -> Художники
   

 

Айвазовский
Автопортрет

Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский Иван (арм. Ованнес Айвазян, 29.07.1817 — 2.05.1900)
— всемирно известный русский художник-маринист, баталист, график.
Выдающийся художник армянского происхождения XIX века.

Иван Константинович Айвазовский написал за свою жизнь около шести тысяч картин. Он был и остался художником одной темы.

Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» (1851), очаровывающий контраст заката картины «Бриг Меркурий после победы над турецкими судами» (1848) или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал» (1850). На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером.

 

Айвазовский
Могила Айвазовского
Айвазовский похоронен в Феодосии (Крым), в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли.

На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:
«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Награды и регалии

  • 1856 год
    награждён орденом Почётного легиона (Франция);
    награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени;

  • 1874 год
    награждён орденом Османие II степени;

  • 1880 год
    вручена «Алмазная медаль» (Османская империя)

  • 1890 год
    награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени

 

Айвазовский
Девятый вал, 1850
«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста. Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
Размер картины — 221 x 332 см. Государственный Русский музей.

 

Айвазовский
Радуга, 1873
Картина «Радуга» стала ответом Айвозовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает.

Полотно было написано в 1873 году и стало новым этапом в творчестве живописца. На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». Но с другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины. Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «выдуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается уклоном в сторону реализма.

В сюжете картины - бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. На небе радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.
Размер картины — 105 x 136 см. Третьяковская галерея.

 

Айвазовский
Бриг «Меркурий», 1848
Бриг Меркурий после победы над турецкими судами.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями — картина Ивана Айвазовского, написанная маслом в 1892 году. На картине увековечен бой российского брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей».
Размер картины — 123,5 х 190 см. Государственный Русский музей.

 

Айвазовский
Вид Леандровой башни
в Константинополе, 1848
«Вид Леандровой башни в Константинополе» — картина Ивана Константиновича Айвазовского, написанная в 1848 году под впечатлением от путешествия в Стамбул. На картине изображена Леандрова башня, построенная в XII веке на крохотной скале у входа в пролив Стамбульской гавани. Она издавна служила маяком и местом швартовки кораблей.

Башня возвышается в центре пролива, на заднем плане видны корабли с белыми парусами и силуэты зданий Константинополя.

Название башни – Леандрова – ведет свое начало от легенды о влюбленных: Леандре и жрице богини Артемиды Геро. Каждую ночь Леандр переплывал пролив, ориентируясь на огонь, который зажигала на башне Геро. Однажды огонь погас, и юноша утонул (Не обошлось без козней древнегреческих богов). Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, девушка в отчаянии бросилась в море с башни.

Турки переиначили эту легенду на свой лад, и называют башню Девичьей (Кыз-кулеси). Долгое время у султана не было детей, он усердно молился Аллаху, и вот однажды явившийся султану во сне дервиш предсказал, что скоро любимая невольница подарит ему дочь, но что принцессе будет угрожать смерть от укуса змеи. Дервиш посоветовал султану построить башню, «которая будет убежищем дочери твоей и охранит ее и от гадов ядовитых, и от взоров мужских, которые еще опаснее». Султан так и поступил: выстроил для дочери Михир-Шихил (Солнце красоты) великолепную башню. Многие принцы искали руки прекрасной дочери султана, но отец всем отказывал, твердо помня, что взоры мужчин для девушки опаснее, чем жало аспида. Прибыл в Стамбул и персидский принц, который решил во что бы то ни стало увидеть прекрасную пленницу. Принц прибег к помощи хитрого персиянина Раммала, который прикинулся продавцом цветов. Слава о нем быстро распространилась по всему Стамбулу. Султан согласился, чтобы и его дочери доставили цветы, но при одном условии: корзину должна была отнести дочь Раммала. Принц переоделся в женскую одежду, и таким образом попал в башню. Но тут, когда принцесса уже протянула руку, чтобы взять цветы, из корзины выползла змея и ужалила её. Все вокруг остолбенели, не растерялся лишь принц, который бросился к девушке и стал высасывать яд из раны. Он спас жизнь Михир-Шихил, и султан отдал дочь ему в жены…
Размер картины — 58 x 45,3 см. Третьяковская галерея.

 

Айвазовский
Чёрное море, 1881
«Чёрное море» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1881 году. Другое название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». На данной картине написано штормящее Чёрное море. Вдали еле просматривается корабль. Картине присущи только тёмные краски. Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Крамской писал об этом произведении: "Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".
Размер картины — 149 x 210 см. Третьяковская галерея.

 

Айвазовский
Лунная ночь на Босфоре,
1894
«Лунная ночь на Босфоре» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1894 году. На картине изображён пролив Босфор, с плавающими в нём кораблями и судами. Запечатлена лунная ночь в Стамбуле: показана мечеть, по улице ходят много людей.
Размер картины — 49,7 x 76 см. Третьяковская галерея.

 

Айвазовский
Прощание Пушкина с морем
1877 г.
«Прощание Пушкина с морем»
В 1836 в Санкт – Петербурге на одной из академических выставок встретились два художника – художник пера Александр Сергеевич Пушкин и художник кисти Иван Константинович Айвазовский. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», – вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже в 1880-х годах целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Самой знаменитой из этих картиной цикла стало, пожалуй, «Прощание Пушкина с морем», над которой Айвазовский работал в содружестве с Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон.

 

Айвазовский
«Пушкин на берегу Черного моря» 1887 г.
К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

 

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

 

Айвазовский
Корабль
Императрица Мария
во время шторма

Айвазовский
Бриг Меркурий, атакованный
двумя турецкими кораблями

Айвазовский
Вид Константинополя
и Босфора

Айвазовский
Кофейня
у мечети Ортакой
в Константинополе

Айвазовский
Утро на Море
Айвазовский
Лунный пейзаж
с кораблекрушением

Айвазовский
Волна, 1889


наверх


   
 
 
 
Необычные деревья